История Златоустовского промысла

 В Златоустовских традициях

  Во многих частных коллекциях оружия, а также почти во всех военно-исторических музеях мира есть холодное оружие, изготовленное в старинном уральском городе Златоусте. Но лишь не многие знают историю возникновения производства Златоустовского холодного украшенного оружия.

  Первый расцвет промысла пришелся на начало 19 века, через несколько лет после открытия железоделательной фабрики, и явился предпосылкой того, чтобы о Златоусте впервые заговорили как об одном из центров развития декоративно-прикладного искусства России. 
Изготовление украшенного холодного оружия в России до начала 19 века носило, с одной стороны, кустарный характер, являясь уделом отдельных мастеров-самородков, которые свой опыт, знания и мастерство передавали по наследству; с другой - его производством занимались мастера Московской Оружейной палаты, а также государственные Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы, на которых это производство носило второстепенный, эпизодический характер, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие.


И в том и в другом случаях объём выпускаемого оружия не мог удовлетворять всё возрастающие потребности царского двора, придворной и военной знати в украшенном оружии. Холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Царь Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Такая идея возникла ещё в конце 18 века. Однако проект создания фабрики холодного (белого) оружия на Урале при Златоустовском чугунолитейном и железоделательном заводе был разработан и представлен на утверждение только в 1811 году, а к её строительству приступили после победоносного завершения Отечественной войны 1812 года и окончательного разгрома наполеоновской армии в 1814 году.

 

 Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст. На тот момент ЗаводЗлатоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.

  Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии - Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия. 
   Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена - Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19-20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция.

   В Златоустовском краеведческом музее хранится несколько клинков и сабель подписанных фамилией Шаф. Но с первого взгляда можно разглядеть, что изделия различны по стилю и авторскому почерку. Некоторое время на русском холодном оружии, сделанном из златоустовской стали и украшенном златоустовскими граверами, стоял автограф Шафов, как раскрученный бренд начала 19 века. 
 Музей   Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на немецкий. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве. 

  Самым выдающимся периодом в истории русского Золотого оружия стали годы Отечественной войны. Только за 1812 год его было выдано свыше 500 единиц. За подвиги, совершенные в ходе сражений, император Александр I пожаловал золотым "генеральским" оружием с бриллиантами Ермолова, Багратиона, Кутайсова, Давыдова, Милорадовича, Иловайского, Орлова-Денисова, Коновницына и многих других, в том числе и атамана Донского казачества Платова. Михаил Илларионович Кутузов был награжден золотой шпагой с лавровым венком из изумрудов. Шпагой с алмазными лаврами и надписью "За 20 января 1814 года" был награжден Барклай де Толли.Арсенал

Количество заказов росло из года в год. Особенно они были велики в 20-е годы 19 века, когда большая потребность в украшенном оружии возникла в связи с празднованием юбилеев Отечественной войны 1812 года. В последующие годы правительственные заказы на украшенное оружие резко сократились, в 30-40-е годы до сорока-пятидесяти, а иногда до десяти-двадцати штук в год. Содержание высококвалифицированных мастеров-граверов руководство фабрикой посчитало нерентабельным, их перевели в другие цеха. 

В этот тяжёлый для цеха украшающего оружие период горным начальником Златоустовских заводов и Аносов директором оружейной фабрики был назначен Павел Петрович Аносов (1797-1851), выдающийся инженер, много сделавший для развития и совершенствования стального производства на Урале. Генерал майор корпуса горных инженеров долгие годы возглавлял оружейную фабрику. Он лично участвовал в проектировании образцов оружия и кирас, отрабатывал технологию их производства. Сознавая, что главное в холодном оружии, это прочный и надёжный клинок, Аносов стремился обеспечить фабрику лучшей сталью в мире. Используя впервые в мире микроскоп в металлургии, для изучения структуры металла, он максимально улучшил качество рафинированной стали, и начал опыты по выплавке литой тигельной стали. Полученная им клинковая сталь превосходила заграничные аналоги. Одновременно он работал над разгадкой тайн восточного булата, секрет изготовления которой был утрачен ещё в средневековье. Его исследования и многочисленные опыты увенчались успехом. П.П.Аносов выплавил булат, не уступающий по своим качествам индийскому, который легко перерезал в воздухе газовый шарф, чего нельзя было сделать самым острым клинком английской стали.

Павел Петрович Аносов взял на себя заботу о художественном промысле и  граверах, и добился общественных заказов на изготовление украшенного оружия. При нём был расширен ассортимент выпускаемой продукции. Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок. 


   На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву - одному из первых и одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертёжной. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и овладели им в совершенстве. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.бушуев

   Традиции мастеров прошлого продолжают возрождать и преумножать мастера фирмы «Король Артур»

 Сабли и кинжалы, мечи и палаши, ножи, кортики, мачете, топорики, столовые и винные приборы, ларцы и шкатулки - вот тот далеко неполный ассортиментный ряд продукции выпускаемой сегодня мастерами-оружейниками ООО «Король Артур», постоянно пользующийся спросом и слагающий славу городу мастеров - Златоусту.

 При изготовлении уникальных образцов украшенного холодного оружия мастерами ООО «Король Артур» используются материалы: лучшие стали Златоустовских металлургов, булатная сталь Сергея Баранова (аналог булата П.П.Аносова), латунь, серебро, золото, ценные породы древесины, полудрагоценные и драгоценные камни, поделочный камень.

Каждое изделие фирмы «Король Артур» является произведением декоративно-прикладного и ювелирного искусства, имеющего высокую художественную ценность.

Новости
01.05.2009

подробнее...
© 2009 TOTAL
Сайт создан в: megagroup.ru

Rambler's Top100